Махаси Саядо о Ниббане

Махаси Саядо о Ниббане

Выдержка из книги “Manual of Insight”

Ниббана – это просто прекращение ментальных и физических феноменов, которое проявляется как не характеризуемое (animittapaccupanhanam) для благородного. Поэтому, хотя кто-то и испытал её, нельзя описать её с точки зрения цвета или формы или сказать, какова она. Её можно воспринимать или описывать только как прекращение или конец всех обусловленных ментальных и физических феноменов. В Milindapanha Khuddaka Nikaya это показано так:

О Великий Царь [Милинда], ниббана несравнима. Её нельзя описать по её цвету, форме, размеру, измерению, подобию, удаленной причине, непосредственной причине или любым другим логическим способом мышления.

Сказано, что ниббана – это прекращение, освобождение, не возникновение или не существование обусловленных феноменов. Также сказано, что ниббана не имеет цвета, формы или размера. Её невозможно описать с помощью сравнения. Из-за этих моментов можно подумать, что ниббана – это ничто, и подумать, что это то же самое, что концепция несуществования (abhavapannatti). Но это абсолютно не похоже на концепцию несуществования. Очевидно, что она имеет природу прекращения, освобождения, не возникновения или не существования обусловленных феноменов. И поскольку эта природа [ниббаны] очевидна, феномены пути и плода могут возникать при непосредственном переживании прекращения обусловленных феноменов. Ментальные и физические процессы араханта больше не возникают после того, как они вошли в париниббану; они полностью прекратились. Следующие тексты из Khuddaka Nikaya показывают, как природа ниббаны очевидна при непосредственном опыте.

«Монахи, есть нерождённое, ненаступившее, несотворённое, несформированное. Если бы не было этого нерождённого, ненаступившего, несотворённого, несформированного, то нельзя было распознать освобождение от рождённого, наступившего, сотворённого, сформированного. Но в точности потому, что есть нерождённое, ненаступившее, несотворённое, несформированное – можно распознать освобождение от рождённого, наступившего, сотворённого, сформированного».
—Itivuttaka

Поскольку в элементе ниббаны нет возникновения (что является прекращением обусловленных феноменов через их не-возникновение), он называется нерождённым (ajata) и ненаступившим (abhhuta). Поскольку он не вызван причинами и условиями, он называется несотворённым (akata). Поскольку он не зависит от причин и условий, он называется необусловленным. Если элемент ниббаны не существует, то прекращение умственных и физических процессов или совокупностей не могло бы произойти. Таким образом, неправда, что элемент ниббаны – это ничто, как концепция несуществования. Будучи объектом пути и плода, он является очевидным в окончательном смысле. И поскольку он является настолько очевидным, постоянно возникающие ментальные и физические процессы или совокупности в человеке, который практикует правильно, больше не возникают после париниббаны этого человека. Тогда они могут прекратиться навсегда. Это означает, что прекращение является чем-то, что может быть очевидным. Можете ли вы поверить в это!

«Монахи, есть сфера, где нет ни земли, ни воды, ни огня, ни ветра; ни сферы безграничного пространства, ни сферы безграничного сознания, ни сферы отсутствия чего бы то ни было, ни сферы ни восприятия, ни не-восприятия; ни этого мира, ни следующего мира, ни солнца, ни луны. И там, я говорю вам, нет ни появления, ни движения, ни пребывания; ни исчезновения, ни возникновения: [это] не утверждённое, не действующее, не имеющее опоры. Это и только это является окончанием страдания».
—Udana

Несуществование этих четырех элементов свидетельствует о несуществовании производных материальных феноменов (upadardupa) и о несуществовании ментальных феноменов, возникающих в смысле желания и тонкоматериальных существований, основанных на физических явлениях.

Нет объектов чувств, связанных с нематериальным существованием.

Выдержка из книги “On the nature of nibbana”

Ниббана является счастьем

Преподобный Сарипутта имел обыкновение ликовать, говоря: «Братья! Воистину, ниббана – это счастье! Воистину, ниббана – это счастье! Преподобный Удайи не был удовлетворен этим утверждением, и поэтому он спросил: «Где в мире будет это счастье, когда в ниббане нет ни чувств, ни страстей?» Да, действительно, в ниббане нет чувства. Тогда где может быть счастье? Старший Удайи бросился туда, где ангелы боятся ступить, потому что он был глуп. Его прозвали Лалудайи-лалу, который стал термином для шутника. «В самом деле, – ответил Преподобный Сарипутта, – в ниббане нет ни чувства, ни страсти, и это отсутствие само по себе является счастьем». Есть два вида счастья, чувственное и нечувственное. Когда шесть чувственных объектов приносят удовлетворение или удовольствие, это называется ведайита сукха, счастье, полученное из чувств. В чувственном мире пять удовольствий ощущения зрения, слуха, вкуса, запаха и прикосновения считаются лучшими. Люди не хотят быть лишены этого. Те, кому нравится жевать бель или курить, не склонны жить в среде, где в этих удовольствиях отказано. Ненасытные люди не любят рождаться в мире брахм, где питание абсолютно не является необходимостью. В том мире нет никакого различия полов. Отсутствие сексуальности делает пять составляющих чувственных наслаждений излишними, но чувственные люди не любят это отсутствие. Там, где преобладают невежество и жажда, ниббана нежеланна, потому что ей не хватает чувственного удовольствия. Лалудайи был одним из тех, кто не любил ниббану. Преподобный Сарипутта должен был убедить его, сказав, что отсутствие чувства – это ниббана. Покой и счастье, не вытекающие из чувственных удовольствий, составляют аведайита сукха.

Различные этапы блаженства джхан

Таким образом, Ниббана является более возвышенным и благородным, чем блаженство джханы. Понимающие (проникающие ) медитирующие знают, что восторг и радость, переживаемые на этапе невозмутимости о формациях, намного превосходят те, которые переживаются на стадии познания возникновения и прекращения. Когда достигается плод Пути, испытываются наивысшие восторг и радость. Следовательно, мы говорим, что аведайита сукха намного превосходит ведайита сукха. Те, кто не может практиковать проникающую медитацию или джхану, могут оценить различные степени счастья, которые теперь перечислены, и прийти к выводу, что санти сукха является наивысшей. Они также могут осознать, что в сфере буддизма есть гораздо более высокие идеалы, в которые мы не можем легко вникнуть, и это может послужить толчком для стремления (усилий) после развития веры в Дхамму. Учения всех Будд говорят, что ниббана является наивысшей. Это прекращение всех чувств. В отсутствие чувства, мир и спокойствие господствуют в наивысшей степени. Все страдания, касающиеся старости, болезни, смерти и растворения, прекращаются. Поскольку она бессмертна, её блаженство неразрушимо. Таким образом, это наивысшее блаженство.

Добавить комментарий

Войти с помощью: