Три тела Будды

Три тела Будды

(Из наставлений Кхенпо Геше Ринчена Тензина Ринпоче)

В традиции Бон три тела Будды — это Бонку, Дзоку и Тулку, что в переводе с тибетского значит «Тело истины», «Тело совершенной радости» и «Тело воплощения».

Бонку, Тело истины — это тот источник, откуда все Будды возникают, приходя на благо всех живых существ. Но это не является неким местом, где они пребывают. Телом истины является пустота. Увидеть его глазами, как-то объяснить или показать нельзя, к его пониманию мы можем приблизиться только посредством узнавания нашей собственной подлинной природы. То есть, постичь его можно только на собственном опыте, благодаря практике. Чему подобно тело истины? Оно подобно небу или пространству — с той разницей, что увидеть его как пространство нельзя, можно лишь постичь, реализовать. Пока мы не реализовали природу пустоты, воспринять его мы не можем.

Графическим изображением тела истины является Будда Кунту Зангпо (тиб. Кun tu Bzang po, буквально «всё – благо», «всеблагой», «благородный во всём»). Но не стоит думать о нем, как о неком существе, пребывающем в человеческой форме. Его изображение — это символ, указывающий на природу пустоты, именно поэтому он изображается обнаженным, лишенным каких-либо одеяний, украшений и так далее. Тело истины свободно от какой-либо формы, цвета и всего остального, и отсутствие всего этого символизируется обнаженным обликом.

Так как эта пустая природа неосязаема и невидима, как она может помочь обычным существам? Она не способна поведать нам о том, что надо принять, а что отвергнуть, как достичь пробуждения, как практиковать. Для того, чтобы помощь была возможной, из этой пустоты проявляются два других тела, обладающие формой, — Тело совершенной радости Дзоку и Тело воплощения Тулку. Продолжая пример с небом, можно сказать, что если Тело истины подобно пустому пространству, то эти два тела подобны звездам, Солнцу, Луне и облакам, которые видимы в небе. Эти два тела обладают формой, цветом и атрибутами, они доступны взору тех существ, для восприятия которых они предназначены.

Дзоку, Тело совершенной радости, проявляется для существ, достигших высокого уровня, близких к состоянию Будды, бодхисаттв. Именно их взору доступен этот облик, проявленный в божественной форме, красивых одеяниях и украшениях, подобно существам, пребывающим в мире богов. Второе тело, Тулку, проявляется для обычных простых существ, таких, как мы с вами. Когда Будда в Теле воплощения приходит в мир, то внешне он подобен обычному человеку, и все могут его воспринимать.

Надо понимать, что все эти три тела — это лишь разные проявления одного и того же. Все они указывают разными способами на одно. Говоря о трех телах Будды, мы разделяем их, но по сути между ними нет разницы. Можно привести такой пример. Допустим, есть некто по имени Александр. Для своих отца и матери он сын. Для своих собственных детей он отец. Для своей сестры он брат. Так же, как этот человек — один и тот же, но для кого-то он сын, для кого-то брат, а для кого-то отец, так и три тела Будды — это разные аспекты одного и того же, проявляющиеся в зависимости от смотрящего, от силы или способностей смотрящего. Тот, кто обладает высшей степенью прозрения, знает пустотность и воспринимает тело истины, у кого сила видения меньше, тот видит тело совершенной радости, а существа с обычным зрением видят тело воплощения.

Три тела Будды являются источником всех учений — учения Сутры, Тантры и Дзогчена. Кунту Зангпо — Будда Тела истины — источник учения Дзогчен. Шенла Окар — Будда Тела совершенной радости — источник учения Тантры. Тело воплощения — источник учения Сутры, и тот наставник, который передает все учения.

Лама религии Бон

Кхенпо Геше Ринчен Тензин Ринпоче

Добавить комментарий

Войти с помощью: